Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ «ОКТЯБРЯТАМИ»

В настоящее время перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача поддержки и развития детских и молодежных общественных объединений. Эффективным средством воспитания и социализации молодого поколения является социально значимая деятельность общественных объединений «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация».
1-3 декабря 2006г. на XVII Республиканском слете общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» принято решение о возвращении младшим школьникам в возрасте от 7 до 10 лет исторически сложившегося на протяжении десятилетий названия «октябрята». В соответствии с данным решением, группы младших школьников «наследники» переименовываются в «октябрята»
Настоящие методические рекомендации адресованы заместителям директоров по воспитательной работе, учителям, воспитателям, методистам; педагогам-организаторам, работникам внешкольных учреждений. Они определяют основные направления работы октябрятских групп, пионерских отрядов, формы и методы работы с младшими школьниками.
Рекомендации адресованы также районным, городским, областным управлениям образования, государственным органам по делам молодежи, СОВЕТАМ ОО «БРПО». Они направлены на совершенствование методов работы, также организацию системы подготовки и переподготовки кадров педагогов-организаторов, методистов по работе с детскими и молодежными общественными объединениями и предполагают творческое планирование работы с младшими школьниками «октябрятами» с учетом требований Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2006 - 2010г., программы «Дети Беларуси 2006-2010 гг.», программы «Молодежь Беларуси . 2006-2010 гг.», насущных задач пионерской организации, местных условий деятельности пионерских коллективов.
Воспитательные задачи в работе с октябрятами
Воспитание юных граждан - основная цель работы с октябрятами. Эта работа ведется тем плодотворнее, чем полнее она соответствует возрастному этапу. Учет психологических особенностей детей, особенностей физического развития — одно из решающих условий улучшения деятельности пионерской организации,
Задача педагога - помочь ребятам понять, что они не только школьники, они многочисленная дружная группа - «октябрята» - маленькие граждане большой страны, у -них есть своя большая игровая программа, с особенными «октябрятскими» правилами, которые они должны освоить и научиться выполнять.
Педагоги, воспитатели, вожатые призваны способствовать началу становления гражданской личности детей младшего школьного возраста, создавать у них яркие эмоциональные представления о нашей Родине, ее народе, истории, природных богатствах.
Педагоги руководят работой октябрят, через создание микрогрупп, где ребята действуют сообща с друзьями, одноклассниками, помогая друг другу. Работа в микрогруппе помогает формировать у детей такие нравственные правила и основные привычки поведения, как дружба, товарищество, правдивость, справедливость, трудолюбие, вежливость, уважение к старшим, гуманность, нетерпимость к лени, лжи, к тем, кто обижает других, ломает деревья, жестоко обращается к животным.
Задача педагогов - пробуждать у октябрят любовь к чтению, развивать любознательность, любовь к природе, интерес к спорту, творчеству.
Младшие школьники «октябрята» - первое звено в воспитании гражданина, вся работа с ними должна быть, прежде всего, разнообразной по формам и методам, пронизана интересом к своей стране и гордостью за нее.

Организация работы с октябрятами.
Младшие школьники октябрята не являются отдельной организацией. Они организуют свою жизнедеятельность в рамках работы пионерской дружины общеобразовательного учреждения, при содействии учителей, воспитателей и педагога-организатора.
Организация работы с октябрятами строится на следующих педагогических требованиях: правильная дозировка деятельности ребят, чередование! разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления    все мероприятий и дел, эмоционально окрашенная поступающая новая информация.
Работу с октябрятами ведет учитель начальной школы и воспитатель? Педагог-организатор руководит пионерской дружиной учреждения образования и организует работу пионеров с октябрятами с первого по четвертый класс. Октябрята - будущие пионеры и работа педагога-организатора с октябрятами направлена на включение их в школьную жизнь и подготовку к вступлению в пионеры.
Октябрятская группа организуется в первом классе во втором полугодии. Вступить в октябрята могут дети, достигшие 7 лет, с письменного разрешения родителей. Вступление в октябрятскую группу носит добровольный характер. Группа делится на микрогруппы по 5-6 человек. Предпочтительно формировать микрогруппы из детей, живущих рядом: в одном доме, в одном дворе. Дружба в этом возрасте рождается, как правило, по принципу соседства - живут рядам, сидят за одной партой, посещают те же кружки. Октябрята имеют свою символику - октябрятский значок, который вручается при вступлении в октябрята.
Примерно раз в две недели педагог-организатор и вожатые, пионеры проводят сборы микрогрупп, на которых организуют тематические беседы, информирование, игры, конкурсы, мини-экскурсии. Очень важно, чтобы эти занятия чередовались: беседа, требующая внимания, сменялась игрой, а игра -делом, призванным снова собрать внимание. Работа педагога-организатора и вожатых пионеров с октябрятами не должна носить только развлекательный характер. Особое значение следует отводить организации общественно полезных дел, экскурсий, мероприятиям гражданско-патриотической направленности. Общественные дела выбираются посильные для младших школьников, ставится конкретная цель, и распределяются обязанности, микрогруппа имеет свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей, не просто уборка, а «Война с королем Мусора», не изготовление игрушек, а «Мастерская гномов», не просто поход на природу, а «Загадочная экспедиция». Педагогу-организатору следует терпеливо готовить вожатых пионеров. Fie обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполнению роли помощников и организаторов жизни октябрят.
В конце каждой встречи, каждого законченного дела вожатые пионеры вместе с октябрятами оценивают их действия, в спокойной и дружеской обстановке отмечают успехи и неудачи.
Воспитатель группы продленного дня для первоклассников организует систему поручений для октябрят. Все поручения должны носить простои и конкретный характер: ребятам всегда должно быть ясно, как и что делать, и, главное, для чего все это надо делать. Воспитатель вместе со всеми октябрятами назначает санитара (следит за внешним видом, чистотой обуви, рук перед едой), цветовода, синоптика (ведет календарь погоды), разведчика (скорохода-связного для экстренного оповещения). Поручения даются на сравнительно короткие сроки - от недели до двух. Поручения носят сменный характер, позволяют детям попробовать себя в разных видах деятельности. На втором году обучения круг поручений расширяется.
Учитель   играет   чрезвычайно   важную   роль   в   коллективе   младших' школьников. Он должен максимально способствовать формированию интереса у детей к октябрятским делам, установлению дружеских отношений в классе между ребятами.
Примерное содержание и формы работы с октябрятами
Октябрятам об октябрятах. Знакомство детей с правилами жизни октябрят. Почему ребят называют «октябрята». Символы октябрят. Этому посвящаются беседы, игры с вожатыми. Принятие в октябрята проходит в торжественной, праздничной обстановке, сопровождается вручением октябрятской звездочки - нагрудного знака, и присвоением4 звания «октябренок». Праздник «Октябрятской звездочки».
Октябрятам о Беларуси. Наша Родина - Республика Беларусь. Флаг, герб, гимн Беларуси. Доступная их возрасту информация о текущих событиях в стране по материалам газет и телевидения.
Родина — это все, что нас окружает. Первое знакомство октябрят с окружающим их миром: школа, улицы, прилегающие к школе. На улицах почта, аптека, магазин, библиотека, больница, завод, ферма. Здесь трудятся белорусские люди, родители. Что они делают? Знакомство с разными профессиями (почтальон, милиционер, строитель, продавец, водитель автобуса, пожарник, фермер, садовод, летчик, врач). Игры в стройку, школу, магазин и т.д. Экскурсии на предприятия. Рисунки на темы: где я был, что я видел.
Октябрятам об истории.
Традиции белорусского народа. Основные исторические вехи развития Беларуси. Знаменитые места, достопримечательности, замки. Народные промыслы и ремесла белорусов. Устное народное творчество, сказки, легенды. Национальный костюм. Традиционные белорусские народные праздники, обряды, игры, песни и танцы (Купалле, Коляды, Масленица). Беларусь в Великой Отечественной войне. Кто такие защитники Родины, пионеры-герои, партизаны, ветераны? Встреча с ветеранами. Чтение рассказов, повестей на эти темы. Конкурсы рисунков. Просмотр кинофильмов.
Октябрятам о труде.
Первые навыки труда. Подготовка уголка октябрят. Поручения октябрят. Забота о цветах, кустах, деревьях. Забота о птицах. Сбор природного материала для поделок. Сбор макулатуры. Самообслуживание в школе и дома. Навыки простейшего мастерства - приготовление игрушек и сувениров к праздникам.
Октябрятам об учении.
Учиться в школе — главная обязанность октябрят. Внимание учителя к прилежной учебе каждого октябренка. Запись в библиотеку. Беседы о книгах, о чтении. Интеллектуальные игры на эрудицию, развитие памяти, внимания. Экраны чистоты тетрадей и учебников, учебных мест.
Октябрятам о прекрасном и познавательном.
Тематические экскурсии и прогулки: «Наша школа», «Наши шефы». По микрорайону, где рассказывается о памятниках, исторических местах, новостройках. Прогулки на природу, сбор простейших гербариев.
Занятия по приобретению навыков вежливого поведения, уважения к старшим, помощи младшим.
Занятия по развитию творчества октябрят: разучивание стихов, песен^
сценок, лепка, рисование, украшение класса к праздникам. Организация
праздников, смотров талантов, конкурсов, театральных постановок.
Экскурсии в музеи, на выставки, в театр, кинотеатры. Просмотр кинофильмов «Дунечка», «Бальное платье».
Октябрятам о здоровье.
Навыки в соблюдении режима дня, правил гигиены, охраны здоровья. Праздник Чистюль. Ведение экрана чистоты в группах продленного дня.
Разучивание комплексов физической зарядки. Смотр, кто лучше их выполняет. Проведение физкультминуток. Зарядка для глаз. Игры-соревнования, эстафеты, игры с мячом, со скакалкой, стрельба снежками в цель. Игры на реакцию, ловкость. Простейшая полоса препятствий. Обучение ходьбе на лыжах, катанию на коньках. Спортивные праздники на свежем воздухе. Привлечение родителей и детей к походам одного дня.
Октябрятам о пионерах.

Знакомство с вожатыми-пионерами. Рассказ о школьной дружине, ее истории, делах, достижениях. Пионерская символика. Игра-соревнование «Путешествие в страну Пионерию». Приглашение октябрят на пионерские праздники.
С десяти лет октябрята могут вступать в пионерскую организацию. Важно, чтобы церемония вступления была торжественной и волнующей, подчеркивала значение организации, ее самодеятельность, ее права.
Октябрят в пионеры принимают старшие товарищи. Для вступления в пионеры необходимо желание октябренка, рекомендация вожатого-пионера.
Прием в пионеры происходит на сборе отряда старших пионеров. Вожатый-пионер представляет всех октябрят, кто пожелал вступить в пионерскую организацию, вопрос о вступлении решается открытым голосованием.
На ближайшем сборе дружины, желательно приуроченному к государственному празднику (15 марта - День конституции Республики Беларусь, 9 мая - День Победы), все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины, перед Государственным флагом Республики Беларусь дают торжественное обещание, и им повязывают пионерские галстуки. Прием в пионеры может проводиться в памятных местах боевой и народной славы.